352900 Краснодарский край
г. Армавир, ул. Комсомольская, 127
Тел. (86137) 4−92−27, 4−05−73 (факс)
E-mail: aspi_arm@bk.ru
Кубань. Семья. Детство.
Итоги конференции
Марина Кривцова
Кубань. Семья. Детство. Именно эти важные слова и ещё звонкие детские голоса встретили участников Региональной конференции-выставки «Социально-психологическое сопровождение приемных детей и родителей» в зале Армавирского театра драмы и комедии, гостеприимно распахнувшем свои двери делегациям из семи муниципальных образований Краснодарского края.
Армавир не первый раз становится площадкой для проведения масштабных мероприятий, посвященных проблемам социального сиротства. И это понятно: здесь достаточно сильный научный потенциал, богатый практический опыт служб, работающих с детьми и подростками в различных организациях, и что немаловажно, руководители города — люди государственного мышления, твердых убеждений, отдающие делу не только обширные знания, организаторский талант, но и прежде всего энергию сердца и души.
Ирина Николаевна Лаптева, заместитель главы муниципального образования город Армавир, открывая конференцию и приветствуя участников, не только представила ту большую работу, которая позволила в сложнейших условиях реальной действительности нашей жизни серьезно улучшить жизнь людей, но и осветила острые болевые проблемы, касающиеся социального сиротства. «Для ребёнка, который в мирное время остался без родителей, пережил горе потери, предательство самых близких людей, мы просто обязаны подобрать новую, замещающую семью. Такую семью, которая даст ему тепло домашнего очага, поддержку, защиту и уверенность в завтрашнем дне» — именно так сформулировано приоритетное направление социальной политики города Армавира.
Инициатором проведения форума, направленного на объединение усилий всех ветвей власти, учреждений и организаций для эффективного использования потенциала систем сопровождения детей-сирот, выступил Армавирский социально-психологический институт. Надо отметить, что АСПИ не впервые обращается к такой трудной, острой, непросто решаемой, но очень и очень важной проблеме. В апреле 2012 года институт стал площадкой научно-практической интернет-конференции «Психолого-педагогическое сопровождение приёмных семей: опыт, проблемы, перспективы», по итогам которой издан сборник научно-методических материалов по проблемам приёмного родительства. Ректором АСПИ кандидатом психологических наук Денисом Николаевичем Недбаевым был предложен проект «Кубань возвращает счастливое детство», который вошёл в десятку лучших в губернаторском конкурсе молодёжных инновационных проектов «Премия IQ 2012 года».
И на этот раз Армавирский социально-психологический институт пригласил к обсуждению трудных, острых, непросто решаемых, но очень и очень важных вопросов всех тех, кто не просто по долгу службы, а по велению сердца возвращает детям счастливое детство. Равнодушных не было. Представители органов исполнительной власти, руководители центров по подготовке и сопровождению замещающих родителей, сами приёмные родители, социальные педагоги, психологи, научные работники, представители общественных организаций и другие специалисты, работающие с детьми и подростками в кризисных службах, приютах, социально-реабилитационных центрах, службах психолого-педагогического сопровождения, студенты вузов, обучающиеся по программам «Психология», «Социальная работа», (всего около 500 человек) повели разговор о детях, а значит о нашем будущем.
«Каждому участнику нашего форума, конечно, совершенно ясно, что семья – микрокосмос всего мира. И сидящие в этом зале, как никто другой, знают: неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой. Мы обязаны объединить науку и практику, приложить все усилия, чтобы семья стала тем местом, где человек может получить настоящее гуманистическое воспитание. Только так возможно обеспечить безопасный и человечный мир вокруг», — так просто и понятно обозначила цель объединения усилий всех участников конференции доктор психологических наук, профессор Светлана Викторовна Недбаева. Действительно, безопасный, человечный мир, счастье, о котором мечтает каждый человек, возможны только тогда, когда все дети будут расти в любви, держась за руки мам и пап. Только в семье происходит нормальное физиологическое и психическое развитие ребенка, закладывается основа для его дальнейшей самостоятельной жизни, а значит – будущее мира.
Об ожиданиях и реалиях приемной семьи, о важности оказания помощи, сопровождения по пути приемного родительства говорила в своём докладе кандидат психологических наук Ирина Владимировна Арцимович. «Чтобы стать успешным приёмным родителем, мало изучить законодательство и собрать необходимые документы. Намного важнее пройти психологическую, педагогическую подготовку — проработать свои сомнения и страхи, избавиться от излишнего романтизма, осознать обуревающие эмоции», — подвела итог своего выступления Ирина Владимировна.
Тому, как на практике в масштабах муниципального образования оказываются социально-психологические услуги замещающим семьям, как решаются возникающие у специалистов служб сопровождения приёмной семьи проблемы, посвятила своё выступление Наталья Васильевна Костина, заместитель главы муниципального образования Новокубанский район. «Главное, сделать всё возможное, чтобы предупредить возврат детей-сирот в интернатные учреждения, не допустить еще раз пережить ребенку сиротство», — подчеркнула Наталья Васильевна.
Руководитель Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края Центр профилактики социального сиротства «Доверие» Наталья Владимировна Чудненко остановилась на проблемах социального сиротства и направлениях психосоциальной работы, которые реализуются Центром.
Главный специалист управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Армавир, руководитель Школы замещающих родителей «Семь+Я» Людмила Николаевна Благова рассказала о результатах работы Школы замещающих родителей: 98 человек стали выпускниками школы, создано 36 приёмных семей, в которых воспитываются 86 детей.
Очень ярким и запоминающимся стало выступление директора государственного казённого образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школы – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья станицы Новолеушковской Краснодарского края кандидата педагогических наук Татьяны Ивановны Курасовой. В докладе были представлены итоги участия учреждения, которым руководит Татьяна Ивановна, в социально-педагогическом эксперименте Института социальной педагогики РАО. С октября 2006 года в учреждении началось внедрение семейных форм устройства детей, и за прошедшие годы накоплен бесценный опыт организации Профессиональной школы родителей. Результаты работы поразили участников конференции: 266 ребят обрели новый дом и семью, и ни один из них не был возвращен из семьи, не испытал вторичного сиротства. И это в одной кубанской станице! А дети все «особые» — с ограниченными возможностями здоровья. Что еще поразило участников форума – так это непрерывное образование и руководителя, и всех сотрудников школы-интерната. «За спиной у нас немалый опыт работы, множество выступлений в различных регионах России, горы изученной литературы, однако мы вновь и вновь ощущаем профессиональный голод» - подчеркнула Татьяна Ивановна. — «Мы уверены, что полученные знания позволят нам совместно с замещающими родителями сделать каждого ребенка по-настоящему счастливым, а это возможно, как известно, только в счастливой профессионально грамотной семье».
Технологиями и опытом работы с гиперактивными детьми поделилась практикующий психолог, в прошлом выпускница Армавирского социально-психологического института Эльвина Пехтерева.
Конференция сопровождалась работой выставки. Атмосферу праздника создавали выступления детских творческих коллективов г. Армавира: «Серебряные колокольчики, «Вдохновение», «Зебра». Радость, задор, счастье излучали детские глаза, и все собравшиеся для решения серьезных проблем взрослые понимали: именно такими – радостными, сияющими, счастливыми – должны быть все наши дети.
Конференция продолжилась работой Круглого стола, которая была организована Армавирским социально-психологический институтом и кафедрой психологии Армавирской государственной педагогической академии. Ведущие - Щербанева Наталья Геннадьевна, к.псх.н., доцент, сертифицированный гештальттерапевт, системный семейный терапевт, эксперт по проведению судебно-психологической экспертизы, и Твелова Ирина Александровна, к.псх.н., доцент, тренер тренинговых программ для педгогов-психологов, — подняли проблемы насилия в современном мире. Что становится причинами насилия? Как влияет оно на детей и подростков, каковы последствия домашнего насилия? Участники стола поделились технологиями профилактики и оказания психологической помощи детям, пережившим насилие. В процессе работы была поднята проблема создания системы социально-психологического сопровождения жертв насильственных преступлений и экстренной помощи детям – самым незащищенным жертвам домашнего насилия. Участники разговора отметили острую необходимость повышения квалификации специалистов (психологов, педагогов-психологов образования, социальных педагогов и др.), осуществляющих такое сопровождение.
Региональная конференция-выставка «Социально-психологическое сопровождение приемных детей и родителей» стала настоящим праздником науки, творчества, практики, объединила энергию не только специалистов, но многих и многих неравнодушных людей, среди которых директор Армавирского театра драмы Александр Хоренович Абелян, руководитель ДДЮТ кандидат психологических наук Ольга Васильевна Булавкина, руководитель общественной организации женщин Новокубанского района Надежда Павловна Толстихина, руководитель Детской деревни «Виктория» в г. Армавире Тарас Леонидович Мулько.
А еще участники получили в подарок сборник научных трудов и символ Конференции – апельсин – символ дружной семьи, где все связаны неразрывными узами заботы и бережного отношения друг к другу, где поровну делятся и печаль, и радость. И, несомненно, унесли уверенность в том, что главная цель всех взрослых — сделать так, чтобы у осиротевшего ребенка утихла боль от потерь и предательства, вернулось доверие, чтобы оттаяло детское сердечко, и самыми важными словами стали навсегда: Кубань. Семья. Детство.
Кубань – без сирот
Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье.
Статья 54 Семейного кодекса РФ
29 ноября 2012 года состоялась Конференция «Социально-психологическое сопровождение приемных детей», организаторами и устроителями которой стали Администрация г.Армавира, Армавирский социально-психологический институт (ректор Д.Н. Недбаев), предложивший проект «Кубань возвращает счастливое детство», при участии и Армавирской государственной педагогической академии, зам. главы Администрации г. Армавира И.Н. Лаптевой, зам. главы Администрации г. Новокубанск Н.В. Костиной, зам. главы Администрации Успенского района Т.Н. Никифоровой. В зале Армавирского драматического театра собрались ведущие социальные педагоги, психологи города и близлежащих районов, социальные работники, представители приемных семей и, конечно, дети.
Конференция сопровождалась работой выставки, где были представлены фотоальбомы семей, подаривших заботу и любовь приемным детям, поделки, выполненные приемными детьми и их родителями. От фотовыставки трудно оторвать глаз: на фотографиях – ребята разных возрастов, они то серьезны, то веселы, идут с цветами первого сентября, счастливо прижимают спортивные награды, работают, отдыхают, посещают музей, участвуют в соревнованиях… Живут полнокровной счастливой жизнью в кругу любящей семьи. Они такие разные, но объединяет их одно – совсем недавно они были сиротами.
Конференция, проводимая во имя детей, началась выступлением детских творческих коллективов ДДЮТ г.Армавира: «Серебряные колокольчики», «Вдохновение», «Зебра».
Открыла пленарное заседание заместитель главы города по социальным вопросам Ирина Николаевна Лаптева. Поприветствовав участников и зрителей, поблагодарив приемные семьи за их гражданский подвиг и выразив им свое безмерное уважение и понимание тех трудностей, с которыми неизбежно приходится сталкиваться любой семье, где растет ребенок из детского дома, она перешла к насущному вопросу современного российского общества: когда же наши дети станут благополучными и счастливыми, а родная Кубань, да и вся Россия – территорией без сиротства. Были представлены цифры, перечислены объекты, созданные для развития детей.
Действительно, социальная поддержка государства, психологическое обеспечение приемных детей и взрослых, принявших столь ответственное и подчас нелегкое решение, — составляющие благополучного и счастливого детства, о чем и было сказано в докладе заместителя главы МО Новокубанский район по социальным вопросам Натальи Васильевна Костиной «Влияние социально-психологических услуг на расширение психосоциальной работы с приемными семьями».
Однако какие бы меры ни принимала Администрация, какие бы усилия ни прилагались, какие бы средства ни выделялись, истинное счастье может дать только любящая семья. Откуда берутся сироты? Это конечная проблема, а предшествует ей еще много, казалось бы, неразрешимых вопросов. Их рассмотрела в докладе «Проблемы социального сиротства и психосоциальная работа» исполняющая обязанности руководителя Центра по профилактике социального сиротства «Доверие» Наталья Владимировна Чуденко.
Только в семье можно вылечить израненную душу ребенка, окружив его нежным участием и заботой. И, если ребенок что-то сделал не так, виноваты родители. Поэтому кандидат психологических наук Ирина Владимировна Арцимович в выступлении рассмотрела наиболее распространенные мотивы к усыновлению детей, поведенческие схемы приемных родителей, указала, какие могут возникнуть проблемы, какие могут быть допущены ошибки и как этого избежать.
Возникают ситуации, когда приемным родителям самим требуется помощь. И такие ситуации настолько частое явление, что стало предметом исследования социальных психологов. Современная психология предлагает нуждающимся систему тренингов, индивидуальных и семейных занятий, направленных на избежание кризисных ситуаций, которые были подробно представлены в выступлении главного специалиста по вопросам семьи и детства Администрации МО г. Армавир, руководителя школы приемных родителей Людмилы Николаевны Благовой «Психологическое сопровождение приемных родителей».
Тема помощи приемным родителям была продолжена в выступлении кандидата психологических наук Института социальной педагогики Татьяны Ивановны Курасовой «Профессиональная школа родителей (итоги участия в социально-педагогическом эксперименте РАО)».
Технологиями и опытом работы с гиперактивными детьми поделилась преподаватель Армавирского социально-психологического института Эльвина Гельевна Пехтерева в докладе «Что делать приемным родителям с энерджайзером?»
Конференция продолжилась работой Круглого стола. А каждый участник получил подарок на долгую и добрую память – апельсин – символ Конференции и символ крепкой, дружной семьи, в которой царят любовь и доброта, где все связаны неразрывными узами заботы и бережного отношения друг к другу, где на равных делятся и печаль, и радость.
Приемная семья: ожидания, реалии, возможности развития
Ирина Владимировна Арцимович,
кандидат психологических наук
Современные процессы трансформации российского общества обуславливают противоречия социальной политики в отношении детства. Конституционные и иные законодательные гарантии по охране и защите прав детей существенно контрастируют с их реальным обеспечением. Особенно кризисной эта противоречивость проявляется в отношении детей, оказавшихся (в силу различных причин) сиротами и вынужденных содержаться в интернатных («закрытых») учреждениях различного типа.
Жизнь человека начинается с рождения, знаменующего акт начала жизни. Его рассматривают в разных аспектах: физиологическом, социальном, психологическом, юридическом. Но рождение предполагает наличие родителя.
Ответим на ряд вопросов, одним из которых является: Кто такой родитель?
Существуют разные позиции понимания и использования термина «родитель»:
К сожалению, в жизни случается так, что ребенок оказывается вне пределов его родительской (рожденной) семьи. Это и проблема, и беда современного общества.
Последние два десятилетия проблема социального сиротства является одной из самых острых. По официальным данным, в Российской Федерации число детей, ежегодно остающихся без родительского попечения, составляет 133 тыс. Сегодня насчитывается порядка 831 тыс. детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Число детей, ежегодно помещаемых в интернаты, возросло за этот период в 3,7 раза (41 тыс.). Число детей, изъятых государством из неблагополучных семей с последующим лишением родительских прав, увеличилось в 6,7 раза.
Эти факты говорят о глубоком кризисе общества, семьи, духовно-нравственных ценностях. Но рожденные дети не виноваты, в своем рождении. И любой рожденный человек, а тем более ребенок нуждается в нормальной, полноценной жизни.
На недавней встрече с вице-премьерами Дмитрий Медведев обсудил проблемы социального сиротства и отметил, что решением проблемы социального сиротства должны заниматься не только государство и социальные службы, но и обычные люди. По словам Д. Медведева, очень важна профилактика этого явления. В последнее время хоть и сделано много хорошего, работать есть над чем. «Растет количество семей, которые принимают детей на усыновление, под опеку и попечительство и в приемные семьи. Вместе с тем есть и серьезные проблемы разные: и нравственные, и экономические, и нормативные. Важно, чтобы органы опеки тщательнее подбирали семьи, которые хотят взять детей на воспитание, готовили их к тому, что это очень сложный и ответственный шаг, и впоследствии контролировали, что происходит в соответствующей семье, — подчеркнул председатель Правительства РФ. – Школы приемных родителей должны появиться во всех регионах России к 2015 году». По словам премьер-министра, «нужно семьи готовить, чтобы они понимали меру ответственности и те проблемы, которые могут возникнуть в случае усыновления, удочерения или помещения ребенка в приемную семью».
Приемная семья – одна из семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время не вызывает сомнений тот факт, что единственным контекстом, в рамках которого формируется зрелая социально-активная личность, является пространство семьи. Особое значение это приобретает в том случае, когда речь идет о детях, лишенных родительского попечительства. Устройство ребенка в приемную семью имеет целый ряд неоспоримых преимуществ перед воспитанием его в условиях интернатного учреждения. Следует отметить при этом, что приемная семья как форма жизнеустройства ребенка-сироты не всегда эффективно выполняет возложенные на нее функции. Свидетельством тому являются случаи отказа от воспитания приемного ребенка и возвращения его в детский дом, что усугубляет детский травматический опыт. В связи с этим представляется чрезвычайно важным создать систему психолого-педагогического сопровождения приемной семьи, одной из важнейших задач которой будет профессиональное сопровождение процесса адаптации ребенка в приемной семье и приемных родителей к ребёнку.
Что понимается под приемной семьей? Изучение материалов показывает, что сущностное понимание тоже различно. В бытийном плане — это семья, заменившая ребенку его родовую семью, взявшая на себя ответственность за здоровье, воспитание, обучение, развитие ребенка. В правовом аспекте – это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Если говорить с позиции психологической науки – это особый вид деятельности взрослых, обеспечивающий гармоничное, психологически, физиологически, социально комфортное, поэтапное вхождение ребенка в пространство жизнедеятельности семьи и социума
Приемная семья: какая она, с какими проблемами и трудностями она сталкивается, как и каким образом принимаются решения, в какой помощи нуждаются? Эти и многие другие вопросы волнуют каждую приемную семью, взявшую на свои плечи нелегкую задачу социализации ребенка.
Сегодня немало тех, кто принимает решение стать приемными родителями. Но каждая ли семья, принявшая такое решение, готова к столь трудному, серьёзному, ответственному шагу? Что нужно знать, чтобы принять верное решение о создании приемной семьи?
Как правило, поведенческое решение принимается под влиянием:
· эмоций (под влиянием настроения),
· мотивации,
· мифов, иллюзий и заблуждений.
На принятие решения оказывают влияние мотивы, побуждающие к выбору. Среди конструктивных мотивов приемного родительства, способствующего успешному выполнению родительского потенциала отметим:
Но есть и категория неконтруктивных мотивов, не способствующих успешности приемного родительства. К ним относят:
Принимая ребенка в семью, мы выстраиваем систему ожиданий. Что из себя представляет ожидание, как его понимать? Ожидание – это надежда на что-либо (из словаря Ожегова). Что же ожидают приемные родители и дети друг от друга и совпадают ли их ожидания?
Ожидания |
|
|
|
Увы, не всегда ожиданиям родителей и детей суждено сбыться, реальность и иллюзии находятся всегда рядом.
Часто на восприятие ситуации и принятие решения оказывают влияние мифы приемного родительства, которые оказывают определенную отрицательную роль и часто влияют на появление ожиданий у приемного родителя. Каковы же мифы приемного родительства?
МИФЫ ПРИЕМНОГО РОДИТЕЛЬСТВА
И вот решение принято, документы оформлены, ребенок в семье, часто после этапа эйфории и начинаются трудности.
С какими психологическими трудностями сталкивается приемный родитель (другие трудности тоже есть, но их можно разрешить, а психологические трудности приводят к разочарованию, патогенным эмоциям: обиде, вине, страху и т.д.)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ
Но ведь не только у приемных родителей имеют место трудности, их не меньше и у самих детей. С каким «багажом» они приходят в приемную семью
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ
Вот почему важно оказание помощи, сопровождения по пути приемного родительства. Ведь мы не зря говорим, что родительство с психологической точки зрения это процесс, свойство и состояние. Как процесс оно предполагает деятельность по обучению и воспитанию детей в семье, как свойство – наличие у приемного родителя соответствующих психологических качеств и свойств, мотивации, ценностей. Не каждый человек может и способен быть приемным родителем. Но тот, кто взялся за тяжелую ношу приемного родительства, должен быть уверен, что в сложных, трудных ситуациях он может получить помощь, поддержку, со-участие, со-переживание со стороны госструктур и специалистов соответствующего профиля.
Что из себя представляет успешная приемная семья? По каким критериям мы судим об успешности приемного родительства?
Под успешной приемной семьей понимается семья, способная удовлетворить все потребности конкретного ребенка вплоть до его самореализации и самоактуализации. Это семья, реализующая успешное родительство.
В качестве критериев успешного родительства выступают:
В качестве ресурсов приемного родительства и их влияния на развитие детей выступают: удовлетворение основных физических и психологических потребностей; принятие ребёнка таким, какой он есть, без оговорок и условий; обеспечение ему позитивного общения с членами семьи; предъявление требований, соответствующих возможностям ребенка; использование девиза «Вместе мы сможем всё», поддержка ребенка в преодолении трудностей. Важный принцип любой семьи: ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ.
Чтобы стать успешным приёмным родителем, мало изучить законодательство и собрать необходимые документы. Намного важнее пройти психологическую, педагогическую подготовку — проработать свои сомнения и страхи, избавиться от излишнего романтизма, осознать обуревающие эмоции…
Жизнь, здоровье, семья — три основные составляющие
социальной политики Армавира
Ирина Николаевна Лаптева, заместитель главы муниципального образования город Армавир
Добрый день, уважаемые участники конференции,
гости нашего города!
От имени главы муниципального образования город Армавир Андрея Юрьевича Харченко, от себя лично разрешите приветствовать Вас в нашем гостеприимном городе.
Одним из приоритетных направлений работы администрации города является развитие социальной сферы. И сегодня в Армавире при поддержке губернатора Краснодарского края А.Н.Ткачёва, депутатов ЗСК, вице-губернатора края Г.Д. Золиной проводится большая работа, которая позволила в сложнейших условиях реальной действительности нашей жизни серьезно улучшить жизнь людей.
В 2012 году построен и открыт новый современный детский сад в посёлке Красная поляна на 140 мест, всего в текущем году после капитальных ремонтов открыто дополнительно детских групп на 200 мест.
С целью развития спортивной инфраструктуры на территории муниципального образования город Армавир осуществлено строительство многофункциональной комплексной спортивно-игровой площадки, которая расположилась на территории МБОУ СОШ № 18.
В рамках празднования Дня города была открыта комплексная спортивно-игровая площадка в сквере по ул. Кирова (р-он Дома офицеров).
С целью расширения технических возможностей для занятий физической культурой и спортом по месту жительства проведены работы по установке уличных тренажеров в скверах по ул. Ефремова и ул. Кирова.
В армавирском здравоохранении продолжаются масштабные системные преобразования, таких колоссальных средств в модернизацию медицины не вкладывалось никогда. Глава города А.Ю. Харченко принимает активное участие в реализации поставленных перед отраслью задач. В текущем году учреждения здравоохранения завершают программу модернизации здравоохранения, начатую в 2011 году, которая включает в себя три основные задачи:
1. Укрепление материально-технической базы медицинских учреждений.
2. Внедрение современных информационных систем в здравоохранение.
3. Внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.
Ведётся текущий и капитальный ремонт зданий и сооружений в МБУЗ «Перинатальный центр», МБУЗ «Городская больница», МБУЗ «Детская городская больница», МБУЗ «Городская поликлиника №1», МБУЗ «Городская поликлиника №3», МБУЗ «Городская поликлиника №4».
За 2012 год в рамках реализации программы модернизации было поставлено 54 единицы медицинского оборудования на общую сумму 111 860,43 тыс. руб.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 года № 175 «Доступная среда на 2011 – 2015 годы» управлением социальной защиты населения в г. Армавире обследован 771 объект социальной инфраструктуры. Из них доступными являются 445, на 110 объектах приняты меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В нашем городе активно реализуется молодёжная политика. Для различных категорий подростков и молодёжи проводятся мероприятия, направленные на развитие творческих и интеллектуальных способностей, привитие любви к своему краю и городу, пропагандирующие здоровый образ жизни и направленные на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В клубах по месту жительства объединяется активная молодёжь всех микрорайонов города.
Отдельной страничкой в развитии города является работа волонтёрских отрядов.
Всё краше становится наш город. Построены новые фонтаны. 23 ноября состоялось торжественное открытие памятника маршалу К.Г.Жукову. Мы гордимся тем, что великий полководец дважды был в нашем городе.
Президент страны В.В.Путин, определяя стратегические задачи на 2012 год, выделил три основные составляющие государственной политики – жизнь, здоровье, семья. Подчеркнув и выделив институт семьи, поддержку и помощь родителям в воспитании детей.
Тема сегодняшней конференции актуальна и практически необходима. С 1 сентября 2012 года вступил в силу федеральный закон № 351 об обязательной подготовке кандидатов в замещающие родители и усыновители в Школах приёмных родителей. Сегодня в городе модель межведомственного взаимодействия по подготовке кандидатов и сопровождению замещающих семей находится в стадии разработки.
Школа замещающих родителей действует на базе управления по вопросам семьи и детства администрации МО город Армавир. Но для качественной и всесторонней подготовки кандидатов этого, конечно, мало.
К этой работе нужно привлекать не только органы опеки, но и специалистов по детской педиатрии и психиатрии, преподавателей вузов, практикующих клинических психологов. И над созданием такой модели взаимодействия в городе проводится активная работа.
Сегодня на первый план вышли наиболее острые болевые проблемы, касающиеся социального сиротства и повышения ответственности родителей за воспитание своих детей, роли общества в воспитании брошенных детей.
В муниципальном образовании город Армавир проживают более 37тыс. детей в возрасте от 0 до 18 лет. Из них 358 – это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, более 300 человек — дети указанной категории, обучающиеся в профессиональных училищах, техникумах и вузах нашего города. 11 детей находятся в Армавирском доме ребёнка.
На протяжении ряда лет самое большое количество социальных сирот появлялось в результате лишения «горе родителей» права воспитывать своих детей. Для ребёнка, который в мирное время остался без родителей, мы просто обязаны подобрать новую, замещающую семью. Такую семью, которая сможет дать ему тепло домашнего очага, поддержку, защиту и уверенность в завтрашнем дне.
Проявляя заботу о судьбах детей-сирот, администрация города, муниципальных образований края следуют стратегии нашего губернатора Александра Николаевича Ткачёва «На Кубани чужих детей не бывает».
Число приёмных семей в нашем городе и крае растёт с каждым годом. Сегодня в управлении по вопросам семьи и детства города Армавира на учёте состоит уже 36 приёмных семей, в которых воспитывается 86 детей. В 2008 году их было всего 4 семьи (7 детей).
Ситуацию, сложившуюся во многих муниципальных образованиях и в нашем городе, можно назвать уникальной: число детей, воспитывающихся в приёмных семьях, в несколько раз превышает число воспитанников детских домов.
В нашем городе в 2012 году первично выявлен 31 ребёнок, из них 28 – социальные сироты (2011год выявлено 55 детей): устроены в семьи — 29 детей, направлены в госучреждения всего 2 (по состоянию здоровья).
Одним из приоритетных направлений в работе администрации города является поддержка семьи и детей-сирот. В целях сохранения кровной семьи для ребёнка, предотвращения отказов родителей от детей в городе применяются социальные технологии по профилактике социального неблагополучия, жестокого обращения с детьми.
Одна из причин детской безнадзорности – отказы от детей в родильных домах. В рамках краевой программы «Чужих детей не бывает» в городе осуществляет свою деятельность «Межведомственная служба профилактики отказов от новорожденных детей». В МБУЗ «Детская городская больница» поставлен беби-бокс.
В муниципальном образовании город Армавир работает МБУЗ «Перинатальный центр», в который поступают не только армавирские мамочки, но и женщины из районов края. Качество работы службы отказов от новорожденных подтверждают результаты: в 2012 году – всего 2 отказа (обе женщины иногородние) (в 2011 году – 8 отказов).
Сократилось количество случаев жестокого обращения с детьми: 2011 год – 20 случаев, 2012 – 2 случая.
В 2010 году Армавир в числе 10 муниципальных образований края стал победителем конкурса, проводимого фондом «Виктория». На базе управления по вопросам семьи и детства с 2010 года работает мобильная «Скорая семейная помощь». За 2012 год более 100 семьям оказана социальная, психологическая, правовая и иная помощь.
27 июля 2012 года в городе проведена акция «Протяни руку помощи» (совместный проект администрации города и сети детских магазинов «Биби-центр»), в результате которой более 50 семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, получили подарки – наборы детской одежды и предметы ухода за детьми.
В городе реализуется краевая целевая программа «Дети Кубани», «Строительство жилья для детей-сирот». С 2009 года за счёт средств краевого и федерального бюджетов приобретено 102 квартиры для лиц из числа детей-сирот. В 2012 году в рамках выделенных средств, при поддержке администрации края, будет приобретено ещё 136 квартир для лиц из числа детей-сирот.
В 2012 году в городе создана социальная гостиница для детей-сирот, выпускников государственных учреждений.
В 2013 году начнётся строительство деревни для детей-сирот «Виктория – Армавир». Это новый, амбициозный совместный проект благотворительного фонда «Виктория», администрации края и города. «Виктория-Армавир»- новая модель детской деревни, на территории площадью 3, 15 га будет построено не только 12 коттеджей для 70 детей-сирот, но и начнут свою работу кризисный центр, библиотека, кружки и спортивные секции, их смогут посещать и жители города. Детская деревня — это альтернатива детским домам, максимально приближенная к семейной модели воспитания, где дети-сироты получат шанс иметь семью и маму вместо временных воспитателей. Живя в семье с «социальной мамой», дети будут участвовать в совместном ведении домашних дел, приобретая навыки самообслуживания, учиться не только брать, но и отдавать, ухаживая за младшими. Проект будет развиваться с использованием лучшего международного опыта детских деревень – SOS.
20 ноября состоялось торжественное мероприятие с участием руководителей фонда «Виктория», администрации города, депутатов ЗСК, общественности по закладке капсулы и началу строительства детской деревни.
Семья – внутренняя граница любого государства, и порядок в нём начинается с порядка в каждой семье. Нам всем предстоит проделать огромную работу, для того чтобы семья была возведена в ранг национального достояния, а каждый ребёнок – житель Краснодарского края – жил в семье. Поддержка семьи, материнства и детства, укрепление традиций семейных отношений – залог решения всех социальных проблем.
Уважаемые коллеги!
Я от всего сердца желаю всем мира, больших и дружных семей, благополучия и процветания.
Такая тема была выбрана не случайно. Социальное сиротство – один из самых тяжелых симптомов болезни, поразившей современные российское общество. Об этой проблеме нелегко говорить, но приходится, ведь речь идет о том, что важнее всего – о наших детях, о будущем нашей страны. «Дети улицы», «лишние дети», «дети с трудной судьбой» — острейшая проблема нашего времени. Как ими становятся? Какие причины заставляют родителей отдавать детей в руки судьбы и государства?
Как гласит русская поговорка: сиротой быть – всю жизнь слезы лить. Нормальное физиологическое и психическое развитие ребенка происходит в семье, где родители закладывают основу для дальнейшей самостоятельной жизни ребенка. Именно поэтому приоритетным направлением социальной политики государства стало создание целостной управляемой системы, позволяющей в короткий срок в соответствии с возрастом и потребностями устроить ребенка на воспитание в семью.
Еще 28 марта 2005 г. в Москве под эгидой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации состоялся Круглый стол на тему «Право ребенка на семью: проблемы семейного устройства детей-сирот», на котором было зафиксировано, что право ребенка на семью, необходимое для нормального развития ребенка и признанное приоритетным Конвенцией о правах ребенка и российским законодательством, в Российской Федерации нарушается в массовом порядке.
Из этого следует, что признание приоритетности права ребенка на семью должно стать для каждого не просто констатацией этого факта, но и признанием необходимости совершенствования механизмов усыновления и устройства в приемные семьи.
В качестве важного звена, чтобы система опекунов и приемных семей работала, следует отметить необходимость укоренения смысла этого института в массовом сознании россиян.
Так, в соответствии со ст. 153.1 Семейного кодекса РФ договор о приемной семье должен содержать сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие), срок действия такого договора, условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей, права и обязанности приемных родителей, права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям, а также основания и последствия прекращения такого договора.
В Краснодарском крае ведется большая работа по работе с приемными семьями не только по работе с несовершеннолетними.
Во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и др. 23 марта 2012 г. было подписано распоряжение № 250-р «О создании государственного бюджетного учреждения Краснодарского края Центр профилактики социального сиротства «Доверие». Основными целями данного Центра являются:
1) оказание индивидуально ориентированной психологической, медицинской, правовой помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения, насилия, нарушения прав и законных интересов;
2) оказание психологической, педагогической, правовой помощи родителям (законным представителям) по вопросам коррекции отношений с детьми в целях профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, защиты прав и законных интересов детей;
3) обеспечение комплексного и системного подхода по содействию устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в замещающие семьи;
4) создание условий для социального, медицинского, психологического и педагогического сопровождения семей усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей и патронатных воспитателей;
5) организация инновационной и исследовательской деятельности по подготовке и комплексному сопровождению замещающих семей;
6) создание условий для непрерывного профессионального роста и обеспечение методической деятельности специалистов управлений (отделов) по вопросам семьи и детства, государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимающихся профилактикой жестокого обращения с детьми и сопровождением замещающих семей.
С 5 августа 2009 г. на Кубани действует Программа Краснодарского края «Чужих детей не бывает», утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края №672, которая направлена на реализацию комплекса мероприятий по совершенствованию межведомственного взаимодействия по профилактике семейного и детского неблагополучия, социального сиротства, развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дальнейшее сопровождение замещающих семей.
Социальное сиротство – одна из самых печальных реалий жизни нашего общества. Множество людей по долгу службы или добровольно работает сегодня над решением этой острой проблемы. Но предупреждение социального сиротства – это не только дело департаментов по семейной политике и общественных организаций. Это дело каждого из нас. Только от нас самих зависит, будут ли дети окружены лаской и заботой любящих родителей или вынесут из детства лишь тяжелую, никогда не заживающую психологическую травму. Хочется верить, что такая работа, проводимая в нашем крае, безусловно, принесет свои положительные плоды, ведь так важно помнить, что «Чужих детей не бывает»!
Магистранты Полилей А., Цогоева К.
Влияние социально-психологических услуг на расширение психосоциальной работы с приемными семьями
Наталья Васильевна Костина, заместитель главы муниципального образования Новокубанский район
Сегодня, когда в России активно проводится политика деинституционализации детей-сирот, как никогда остро стоит вопрос о построении социально-психологического сопровождения замещающей семьи. В Краснодарском крае проводится большая работа по изучению потенциала приемной семьи и доказаны преимущества развития в регионе данной формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а в связи с этим обоснована потребность в оказании социально-психологических услуг замещающим семьям, необходимость их социально-психологического сопровождения.
Замещающую семью мы рассматриваем как особый тип семейной системы, результат объединения базисной семьи и приемного ребенка в новое системное целое, обладающее собственными закономерностями становления и развития, а оказание социально – психологических услуг как пролонгированную социальную и психологическую помощь на сложных этапах ее становления и развития в различных социальных контекстах.
Социально-психологические услуги для замещающих семей – это и действенная помощь в воспитании детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, переживших большое горе, предательство самых близких людей, и контроль за реализацией плана по защите прав и интересов несовершеннолетнего, и психолого-педагогическое, медицинское, социальное и правовое сопровождение замещающих семей.
К основным видам социально-психологических услуг по работе с замещающими семьями относятся:
- Оказание необходимой помощи замещающим семьям при решении вопросов, возникающих в государственных и муниципальных учреждениях, в которых обучается или находится несовершеннолетний.
–Защита личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних, переданных на воспитание в замещающие семьи.
- Работа по созданию положительного имиджа замещающих семей.
- Содействие в организации летнего отдыха несовершеннолетнего, (несовершеннолетних) переданного на воспитание в замещающую семью
- Контроль за расходованием бюджетных средств, выделяемых на содержание несовершеннолетнего.
–Оказание замещающим семьям юридической, психологической и педагогической помощи.
- Социально-психологическое и психологическое консультирование. Психологическая коррекция.
- Социально-психологический патронаж.
- Проведение занятий в клубе приемных родителей.
–Мониторинг развития несовершеннолетних в замещающих семьях, осуществление контроля за их благосостоянием, здоровьем, соблюдением прав и законных интересов.
В процессе сопровождения замещающие семьи получают помощь в соответствии со своими потребностями на 3-х основных уровнях: базовом, кризисном, экстренном.
Базовый уровень оказания социально-психологических услуг.
На базовом уровне сопровождения замещающие семьи получают общую поддержку. Работа специалистов направлена на социально-педагогическое просвещение родителей, психологическую помощь.
Основные виды услуг:
- консультации специалистов;
- диагностическое обследование семей психологом (по запросу семьи);
- тренинги, направленные на укрепление детско-родительских отношений, и т.п.
Услуги предоставляются в рамках:
- клубной деятельности, направленной на раскрытие семейного потенциала и повышение родительской компетентности («Школа приемных родителей», Клуб приемных родителей «Доверие»);
- тематических семинаров;
- организации реабилитационного досуга (праздники, конкурсы, посещение театров, досуговых центров).
Деятельность по сопровождению на базовом уровне направлена на выявление и предотвращение кризиса.
Кризисный уровень оказания социально-психологических услуг.
На кризисном уровне сопровождения замещающие семьи получают специализированную помощь по устранению психологических проблем. На этом уровне возрастает интенсивность сопровождения, для помощи семье привлекаются узкопрофильные специалисты. Основной формой работы с семьей становится социально-психологический патронаж. Именно на этом уровне за семьей закрепляется куратор.
Основные виды услуг:
- выезды на дом;
- привлечение узкопрофильных специалистов;
- диагностика семейного кризиса;
- работа со случаем;
- индивидуальное консультирование.
Экстренный уровень оказания социально-психологических услуг.
На экстренном уровне сопровождения замещающие семьи получают незамедлительную помощь. Помощь направлена на предотвращение возврата ребенка в сиротское учреждение, защиту детей от возможного жестокого обращения.
Основные виды услуг:
- выезд мобильной службы;
- экстренное психологическое консультирование по телефону «доверия»;
- семейная психотерапия;
- работа со случаем;
- ведение программ психологической реабилитации;
- налаживание взаимодействия ребенка в коллективах детского сада, школы и т.п.
Виды и содержание социально-психологических услуг в отношении семьи и ребёнка на разных уровнях сопровождения
Уровень сопровождения |
Виды и содержание деятельности специалиста в отношении |
|
Семьи |
Ребенка |
|
Базовый |
- тренинг по коррекции ожиданий от ребенка, обучение мотивации приема; индивидуальные консультации по актуализации внутренних (семейной системы) и внешних (поддерживающая сеть) ресурсов семьи; - создание психологической ниши для приемного ребенка в семье, формирование родительской компетенции; - детско-родительский тренинг по активизации родительского поведения, коррекции взаимных ожиданий; - создание условий для выстраивания идентификационного поля в семье, «встраивание» ребенка в «психологическую нишу» семьи; - исследование личности сиблингов и характера сиблинговых отношений для более полного раскрытия закономерностей развития личности ребенка в целом, налаживанию контактов с братьями и сестрами. |
- проведение программ по формированию позитивного образа взрослого, моделей взаимоотношений в семье с помощью переходных объектов; - развитие ребенка на основных уровнях становления (когнитивном, сенсорном, эмоциональном, социальном); - индивидуальная работа по нивелированию (завершению) ситуации травмы, формирование мотивации к помещению в замещающую семью. |
Кризисный |
- диагностика семейного кризиса; ведение случая, курирование семьи в рамках социально-педагогического патронажа; - индивидуальное консультирование. |
- тренинг для приемных детей в разрешении сложных ситуаций взаимодействия в замещающей семье и социальных контактов; - психологическая реабилитация ребенка. |
Экстренный |
- экстренное консультирование (очное или по телефону «доверия»); - диагностика ресурсности семьи для продолжения замещающей семейной заботы; - семейная терапия; - мониторинг семейной ситуации при сохранении семьи. |
- реабилитация ребенка в случае отказа семьи от приема; - диагностика потребностей ребенка в данной замещающей семье. |
Оказание социально-психологических услуг в работе с приемными родителями носит индивидуально-адаптированный характер и нацелен на стимулирование профессионального роста, самообразования и саморазвития приемных родителей. Педагогическое сопровождение обеспечивает решение социального заказа на профессионализацию приемной семьи, делает ее функционирование благополучным, способствует предупреждению возвратов детей-сирот в интернатные учреждения.
В качестве ведущих показателей эффективности работы с приемной семьей выступает профессиональная компетентность приемных родителей, содержащая комплекс профессиональных умений (прогностические, организационные, коммуникативные, умения нравственно-волевой саморегуляции), и эмоциональное благополучие ребенка в приемной семье, отражающее общий фон настроения ребенка-сироты, отношение его к членам приемной семьи, к окружающим людям, к деятельности и поведению и к самому себе.
Пусть у каждого обиженного судьбой ребёнка будет дом, где ему возвратят детство!
Профессиональная школа родителей
(итоги участия в социально-педагогическом эксперименте РАО, институт социальной педагогики)
Директор ГОУ школа-интернат ст. Новолеушковской к.пед.н. Курасова Т.И.
Проблема, которую мы сегодня обсуждаем, – жжет сердце. Сиротство – это всегда драма семьи и трагедия ребенка.
Одного мальца-детдомовца спросили: «Что такое, по-твоему, детский дом?» Немного подумав, совсем не по-детски сказал: «Детский дом – это место, куда приходят родители, у которых нет детей, чтобы взять детей, у которых нет родителей».
Не правда ли, в этих словах мальца заложена философская мысль и надежда на то, что за ребенком все равно когда-то придут, чтобы взять в семью. Сегодня мы убеждены, что все дети хотят в семью.
Пришло понимание того, что 2008 год – объявленный в России годом семьи – позволил власти привлечь внимание государственных и общественных структур социальной сферы к проблемам семьи, выбрав её одним из приоритетов политики. А у нас на Кубани губернатор Александр Николаевич еще до объявления года семьи в России главным девизом семейной политики выдвинул тезис: «Чужих детей на Кубани не бывает». Благодаря этому в октябре 2006 года в нашем учреждении началось внедрение семейных форм устройства детей. На этот момент в школе-интернате обучались и воспитывались 196 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сразу были определены 129 ребят в 54 станичные семьи (45 из них - семьи сотрудников школы-интерната, а 9 — жителей станицы).
Часть детей, а это 67 ребят, оставались на круглосуточном пребывании. Мы видели, что каждый ребенок хочет в семью, с нетерпением ждёт, когда за ним придут мама и папа, поэтому планомерно, системно подбирали семьи. А те, что начали с нами сотрудничать, – требовали нашего профессионального внимания и помощи.
Учитывая то, что каждую семью необходимо сопровождать, а сделать это в рамках обычной школы-интерната чрезвычайно трудно, было принято на уровне края решение о создании службы сопровождения патронатных семей.
Удачно, что до создания службы сопровождения мы побывали в д/д № 19 г. Москвы и познакомились с работой уполномоченной службы органов опеки и попечительства, организованной на базе данного учреждения. Благодаря этому коллектив смог провести отработку модели Службы сопровождения в рамках экспериментальной площадки.
В службу были включены педагоги, имеющие образование социальных педагогов и психологов. Шаг за шагом осваивались азы приемного родительства.
Конечно же, возникло множество проблем. (И тот, кто считает, что этот этап беспроблемный, – глубоко ошибается.)
Несмотря на наш 6-летний опыт работы с приемным родительством проблемы возникают и сегодня, они видоизменяются, но они есть.
Мы понимали, что без представителей науки нам не справиться. Поэтому с первых шагов привлекли специалистов Армавирского государственного университета: Тупичкину Елену Александровну и Семенака Светлану Ивановну.
Тренинги, конференции, консультации помогают рассмотреть с научной точки зрения многие проблемы, изучить их, проанализировать и непременно найти решение. Диапазон возникающих проблем был достаточно широк, разнообразен:
- Как научить ребенка жить в семье?
- Как поступить, если собственный ребенок ревнует и т.д.?
Эти и многие другие вопросы мы рассматриваем заблаговременно, до помещения ребенка в семью, на заседании районной «Школы приемных родителей», которая создана и функционирует на базе нашего учреждения и позволяет результативно работать с кандидатами.
С первых дней мы занимались исследовательской работой, стремились выявить закономерности в развитии приемного родительства.
Так было проведено медицинское диспансерное обследование 206 наших воспитанников. Обследование проводилось до начала патронатной программы и через 6 месяцев реализации программы, когда часть детей уже проживала в патронатной семье (148 чел.), а часть (58 чел.) осталась в школе-интернате. Результаты медицинского обследования показали положительную динамику здоровья:
И вот еще любопытно: дети, оставшиеся в интернате, заметно улучшили свое поведение и успеваемость. Объяснить это мы могли только одним: повысилась мотивация ожидания своего приема в семью.
Прошел год трудной, напряженной работы. И мы поняли – нужен итог. Тогда придумали новый праздник «День патронатной семьи», на котором присутствовали многие жители станицы, спонсоры, шефы. Готовились все патронатные семьи и наш коллектив. Чего только не было на этом празднике! И фотовыставка каждой семьи «Дом, в котором я живу», и конкурс среди семей «Этим славится наш дом», и книга «Теплый дом», и конкурс гербов семьи, правил и традиций семьи. А ещё всем миром заложили яблоневый сад. А во время концерта посредством мультимедийного проектора показывались фотоснимки, запечатлевшие будни и праздники приемных семей, патронатные воспитатели услышали в свой адрес много добрых слов, почувствовали уважение односельчан. Праздник этот – День патронатной семьи – так полюбили станичники, что стал он традиционным. Теперь можно с уверенностью сказать: мы все вместе тогда сделали главное — нам удалось изменить сознание и отношение односельчан к сироте, к ребенку, имеющему диагноз «умственная отсталость». Мы доказали на практике, что при умелом профессиональном подходе каждый ребенок может жить в семье. В наше учреждение прежде никто не обращался по вопросу устройства детей в семью. Да что скрывать – наших детей боялись. Именно патронат позволил каждому ребенку обрести семью.
И сегодня мы подводим итоги шестилетней работы: 266 ребят обрели новый дом и семью, и не один из них не был возвращен из семьи, не испытал вторичного сиротства, которое на всю жизнь, по утверждениям психологов, оставляет у детей «пробоину в сердце».
За спиной у нас немалый опыт работы, множество выступлений в различных регионах России, горы изученной литературы (а мы в учреждении выписываем 56 изданий научно-методической литературы), однако мы вновь ощутили профессиональный голод.
Обрадовала весть о том, что нас пригласили участвовать в пилотном социально-педагогическом эксперименте «Профессиональная Школа родителей», который организовал институт социальной педагогики РАО г. Москвы под руководством доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента РАО, директора института социальной педагогики РАО Бочаровой Валентины Георгиевны.
Основополагающая мысль данного проекта заложена в следующем высказывании: «Процесс моделирования Школы будущего непосредственно связан с ответом на вопрос – не пора ли определиться, создавая образ будущего нашей страны: «…а с чего же, собственно говоря, начинается Россия? Может, она начинается с «нулевой» километровой отметки у стен Кремля? А может, с пограничного столба на далеком рубеже? С лесов, полей и рек? – спрашивает Ф.С. Тумусов, депутат Госдумы РФ, профессор, доктор экономических наук, и сам же отвечает. – Я убежден, что Россия начинается с семьи. Именно семьи, объединившись, создают села и города. Российское государство состоит из областей, краев, республик… И если в каждом городе и селе, области и республике будет жить убеждение в том, что наша Россия начинается именно с семьи, — лишь тогда можно будет смело утверждать, что государство – это мы».
Не общество создает семью, а семьи создают общество.
Главная задача эксперимента – приблизиться к родительскому труду как к профессии и обосновать идею о том, что родительский труд (хотя бы одного из родителей), как любой труд, должен быть профессиональным.
В данном эксперименте участвовало 13 регионов России. Наше образовательное учреждение представляло Краснодарский край.
Главная идея эксперимента такова: «Практически во всех регионах РФ работают социальные педагоги, их уже десятки тысяч. Но почти везде они «рассыпаны» по учреждениям и лишь немногие работают в семейно-соседском социуме. И совсем нет социальных педагогов «семейного профиля», выращенных из родителей, работающих в своих семьях.
Не с «пустыми руками» пришли мы к этому эксперименту. Все замещающие родители прошли азы всеобуча в Школе приемных родителей, дети успешно адаптировались в семьях.
Думаю, что этому способствовала ситуация взаимного «встречного движения» родителей и детей друг к другу. Дети прошли в школе серьёзную социализацию в процессе трудового обучения (а мы готовим их к жизни по семи профессиям — столярное, швейное, строительное дело, животноводство, сельскохозяйственный труд, сапожное мастерство), в семьи они пришли не белоручками, а помощниками родителей. Занятия трудом, избранным по желанию делом у многих ребят скорректировали врачебный диагноз, который прежде воспринимался, как приговор.
Наступил такой момент, когда наши специалисты службы сопровождения ощутили острый дефицит знаний, и прежде всего – в области теории семейного воспитания.
Для формирования компетентного приёмного родительства уже недостаточно было одного только психолого-педагогического сопровождения, наш сельский научно-методический центр замещающей семьи «Надежда» и школа замещающих родителей выполнили свою задачу — первоначального обучения трудному искусству воспитывать чужих детей, которые становятся для семьи родными.
Многие сложные темы требовали нового уровня профессиональной подготовки самих педагогов и родителей. Вот почему с таким энтузиазмом встретили в школе и в станице задачи и программу пилотного эксперимента по проекту «Профессиональная школа родителей». Все мы и обрадовались, и… испугались: сможем ли соответствовать тому научному уровню, который задавала цель эксперимента — дать родителям профессиональные знания? Вот почему энтузиазм соседствовал с сомнениями, с бесчисленными вопросами, на многие из которых и мы не могли дать ответ родителям.
Особенно окрепло наше решение после проведения видеоконференции, которая в нашем профессиональном журнале «Социальная педагогика в России» была названа «Творческим диалогом лицом к лицу». Это был поистине творческий, личностный диалог учёных из Москвы с практиками и замещающими семьями из станицы.
Мы физически ощутили до каких огромных содержательных размеров расширилось пространство нашей образовательно-информационной среды, увидели, что вместе с нами — десятки единомышленников, таких же увлечённых людей, у которых столько же невыясненных вопросов к руководителям эксперимента и другим сотрудникам Института социальной педагогики РАО.
Обучаться согласились 51 станичник. Задание получали, выполняли и отправляли на проверку ученым. Все обучение осуществлялось в дистанционном режиме. Теоретический материал для нас готовили лучшие умы педагогики и психологии России.
Индивидуальное изучение сложных проблем сочеталось всё это время с групповыми занятиями. Конкретные ситуации обсуждались в процессе групповых и индивидуальных консультаций. Общие возрастные проблемы воспитания детей привели к объединению родителей в небольшие группы, с которыми социальные педагоги и психологи проводили тематические занятия, семинары, дискуссии и консультации. Общность проблем послужила дружбе семей и созданию семейного Клуба замещающих родителей.
Семейно-соседские сообщества принимали активное участие во всех коллективных творческих делах замещающих семей и школы — в подготовке церковных праздников, Дней замещающих семей. Они стали, по существу, общедоступными для всех жителей станицы. Сельчанам было очень интересно то, что происходит в семьях у людей, взявших чужих детей на воспитание. Хотя на Кубани сегодня каждый житель усвоил, что «чужих детей не бывает».
Очень интересен такой факт: вначале к замещающим родителям соседи относились настороженно: «И чего это они понабрали чужих детей?» Сегодня ситуация совершенно другая. Совместные праздники семей, награждения лучших родителей, выставки детских художественных и бытовых поделок, дни замещающей семьи — всё это пробудило в станице глубокое уважение к родителям, взявшим на воспитание детей.
А бывают и такие случаи: приходит к одной из слушательниц профессиональной Школы родителей встревоженная соседка и просит: «Не знаю, что делать со своим — курит, сквернословит. Подскажи, пожалуйста, что там ваши московские учёные советуют?»
Московские учёные стали нашими надёжными помощниками. Не проходит консультации или занятия, чтобы мы не обсуждали статьи Лидии Шнейдер и Марины Рогач «Родительство в вопросах и ответах». Авторы выбирают такие типичные ситуации, словно незримо присутствовали во многих семьях.
Мать одной из многодетных семей сказала с волнением на занятии: «Как же правильно они советуют! Откуда авторы так хорошо знают наших детей?»
Это очень важно для психологии родителей: науку, учёных они воспринимают не как «небожителей», далёких от житейских проблем, а как квалифицированных помощников в сложных повседневных ситуациях.
Научная, профессиональная литература становится для сельских жителей, участников пилотного эксперимента, необходимым чтением.
Участие в пилотном эксперименте побудило нас принять меры к повышению профессионализма тех специалистов, которые работают с родителями замещающих семей. Психолог службы сопровождения Галина Сергеевна Коротецкая и социальные педагоги Наталья Анатольевна Буданова, Елена Алексеевна Симоненко и другие участники службы сопровождения учатся в Международной школе социальной педагогики г. Москвы. Наряду с этим десять специалистов школы-интерната завершают в Армавирском социально-психологическом институте получение на базе высшего образования дополнительного образования по специальности «Клиническая психология».
Педагоги почувствовали необходимость изучать эти вопросы не только с психологической стороны, но и с медицинской.
Участие в эксперименте позволит замещающему родительству, набравшему силу, не быть кампанией, а стать штатной ситуацией грамотно выстроенного профессионального воспитания детей-сирот.
Пришло время осмыслить некоторые итоги работы в эксперименте, хочется отметить высокий профессионализм сотрудников Института социальной педагогики во главе с членом-корреспондентом РАО, профессором В.Г. Бочаровой и всей её командой, руководящей экспериментом: Волковой Полины Станиславовны, Целищевой Нины Ивановны, Репренцевой Галины Ивановны, Азизовой Наилии Руслановны.
Благодаря учёным Института социальной педагогики и эксперименту сформировано у слушателей общее представление о семейных отношениях, как базисе успешного развития ребёнка с младенческого возраста до юношеского.
В середине ноября 36 жителей станицы защитили свои дипломные работы, которые принимали в стенах учреждения ученые из г. Москвы. Защита прошла успешно.
Сколько распадается сегодня семей из-за отсутствия гармонии в отношениях! Этому практически нигде не учат. Разве что была сделана только попытка в школьном разделе курса «Этика и психология семейной жизни». А ведь это очень значимо для каждого человека.
Пожалуй, нет ни одной семьи, в которой не возникли бы семейные конфликты. Отсутствие знаний о способах их преодоления нередко приводит к бракоразводному процессу. Данные «Доклада о положении детей в Краснодарском крае в 2011 году» свидетельствуют о том, что в 2011 году в нашем крае наблюдается снижение количества разводов на 1000 браков с 565 в 2009 году до 490. Но ведь 490 разводов — это судьбы молодых людей, их разочарования, стрессы… В этих семьях страдают дети.
В какой-то мере можно было бы избежать части этих разводов, если молодые супруги овладели знаниями о способах разрешений семейных конфликтов на разных этапах развития семьи. Ценнейшее пособие А.Б. Белинской «Профилактика и разрешение семейных конфликтов на разных этапах развития семьи» помогло бы каждой семье, подчёркивали родители после изучения этого пособия.
Думаю, хорошо бы этот материал вручать молодым людям, собирающимся идти в ЗАГС подавать заявление о вступлении в брак. Это методическое пособие стоило бы сделать настольной книгой в каждой семье.
В нашем специальном (коррекционном) учреждении обучаются 178 ребят, имеющих суровый диагноз «умственная отсталость». Замещающие родители познали азы воспитания этих непростых детей.
Сегодня мы можем подводить итоги и проектировать свою работу с замещающими родителями. Какие проблемы у нас еще не решены?
Какие вопросы возникали в процессе организации замещающего родительства?
Ну, например, считаю, что каждую замещающую семью следует вооружать знаниями диетологии. Объясню почему. Перед началом приемного родительства в 2006 году в нашем учреждении прошла диспансеризация, а через год мы снова сравнили показатели. Оказалось, что у детей, находящихся в приемных семьях появились проблемы с печенью, желудочно-кишечным трактом (об этом свидетельствуют и данные 6 лет до 2012 года). Стали анализировать совместно с медиками. Оказалось: ребенок, попав в семью, питается более жирной пищей, часто жареной.
В детском учреждении учитываются основные принципы рационального питания.
Сегодня мы знакомим замещающих родителей с методическими указаниями по организации рационального питания учащихся в школах, с перспективным меню учреждения.
Позади месяцы напряженной учебы, множество выполненных заданий, бесчисленное количество звонков и консультаций, семинаров, тренингов, круглых столов, ролевых игр, видеоконференций, массовых внеклассных мероприятий, споров; изучение множества книг… Анализ, сравнение, составление диаграмм, воспроизведение проблемных ситуаций, одним словом, – позади большой мозговой штурм. Все ли выдержали такой напор и объем?
Конечно, же, нет.
И это тоже подтверждает мысль о том, что приемное родительство – не компанейшина, а серьезная работа и непрерывное обучение – это сложный процесс, рассчитанный на глубокое изучение основ педагогики и психологии.
Сегодня мы рады тому, что дошедшие до завершающего этапа эксперимента 36 замещающих родителей выбрали этот непростой путь служения детям. И не просто служения, а служения на профессиональной основе, позволяющей обеспечить через свою профессиональную компетентность эмоциональное благополучие ребенка-сироты в замещающей семье.
Нашему учреждению, а следовательно, специалистам повезло. Сотрудничать с учеными института социальной педагогики, ощущать мощную теоретическую подпитку, иметь возможность получить своевременную консультацию по любому вопросу – участвовать в телемосте. Какое учреждение этим еще может воспользоваться?
Сегодня уже все позади…
Мы хотим сказать сотрудникам института «спасибо», но не хотим прощаться. Мы предложили институту продолжить с нами сотрудничество, ну, например, в вопросе по работе с инвалидами.
Среди 178 обучающихся в нашем учреждении находятся 106 инвалидов, количество замещающих семей – 64, в них проживает 128 ребят (77 детей-инвалидов). На круглосуточном пребывании – 50 детей, из них 29 – дети-инвалиды.
Это непростая категория детей, требующая к себе особого внимания. Разве это не тема для взаимовыгодного сотрудничества?
С 2006 года 266 ребят были определены в семьи (при отсутствии возвратов). За каждой цифрой стоит судьба ребенка. Мы уверены, что полученные в ходе эксперимента знания позволят нам совместно с замещающими родителями сделать каждого ребенка по-настоящему счастливым, а это возможно, как известно, только в счастливой профессионально грамотной семье.
ФЗ
|
Наука и образование
|
Антинаркотическая комиссия Краснодарского края. Телефон «горячей линии» 8(861) 262−40−01 8(861) 262−75−11
|
|