Школа научного сотрудничества. Вуз-школа: модель взаимодействия.
Сегодня одним из основных условий подготовки нового поколения высокообразованных профессионалов является раннее включение обучающихся в научно-исследовательскую и творческую работу. Ключевые направления взаимодействия АСПИ со школами на современном этапе состоят в следующем:
· Учебно-методическая работа, которая включает в себя подготовку и апробацию учебников, учебных и методических пособий для обучающихся и учителей, руководство учебной деятельностью по профильным дисциплинам, контакты учителей школ с преподавателями АСПИ с целью консультации и обмена опытом;
· Научно-методическое взаимодействие, проявляется в проведении совместных круглых столов: «НИРС, как компонент профессиональной и карьерного роста», «Открывая тайны Февральской революции», «Личность и революция», «Речевой этикет разных стран» и др., организации методических семинаров при кафедрах АСПИ, проведении ежегодных научно-практических конференций, предметных олимпиад и конкурсов с привлечением обучающихся школ на базе АСПИ: олимпиада «Талантливая молодежь Кубани», региональный творческий конкурс «Туризм – дорога к здоровью», «Под знаком чистой воды. Экология-привилегия всех и каждого— 2017». По итогам четвертого регионального творческого конкурса « Туризм-дорога к здоровью», приуроченного к году экологии в РФ в торжественной обстановке награды и дипломы получили более 100 участников;
· Организация на базе АСПИ научных кружков ориентированных на обучающихся школ: «Развитие криминалистических знаний в новое и новейшее время. Психологический аспект», «Речевой этикет», «Бизнес-форсайт», «Мониторинг эффективности различных сфер бизнеса и хозяйствующих субъектов, а также методика подготовки отчетов по результатам исследований», «Создание мобильных приложений под управлением операционной системы ANDROID», «WEB-дизайн», «Иностранный язык в образовательном пространстве», «Школа сервиса» – всего в научных кружках задействовано более 80-ти школьников. За время работы кружка «Школа сервиса» студенты и обучающиеся гимназии №2 г. Новокубанска, показали максимальную заинтересованность и готовность к сотрудничеству в научно-исследовательской и творческой работе, организации и проведению различных тематических мероприятий.
В связи с необходимостью популяризации науки среди молодежи и вовлечению молодых людей в реальную научно-исследовательскую деятельность в рамках научного сообщества школьников, создаваемого на базе АСПИ, был проведен выездной семинар в гимназии №2 г. Новокубанска на тему: «Прикоснись к науке». Результат работы семинара – формирование научного сообщества школьников и дальнейшая научно-исследовательская работа обучающихся.
Постоянно в вузе осуществляется подготовка и издание совместных научных сборников статей, учебных пособий: «Бакалавры, магистры, аспиранты 2017г. (ресурс развития)», «Под знаком чистой воды (школа доблести)2017г.», «Вестник института. Экономика, психология, сервис: интеграция теории и практики 2016, 2017гг.», организация научно-исследовательской деятельности учащихся старших классов под руководством преподавателей вуза.
92 научные работы были приняты для участия в международном конкурсе «Вопросы развития науки 2017». Для совершенствования знаний обучающихся школ предоставляется база АСПИ, а именно возможность пользоваться ресурсами научной библиотеки вуза, привлечение и подготовка школьников к региональным и всероссийским олимпиадам и конкурсам.
Инновационная экономика требует постоянной модернизации системы образования. Образовательное пространство школы построено на принципах содружества и сотворчества учащихся, педагогов, родителей и учёных. Создается система ранней профориентации, и школьники приобщаются к довузовской системе обучения уже в стенах гимназии. Выпускники профильных классов быстрее других адаптируются к условиям обучения в высшей школе, большинство из них являются успешными студентами, занимают лидирующие места в учебных рейтингах вузов. Многие целенаправленно занимаются научной деятельностью, что свидетельствует о высоком уровне профессионального самоопределения выпускников.
Взаимодействие (что говорит само за себя) складывается из совместных или последовательных усилий всех участников, вовлеченных в общее дело. Поэтому в образовательном пространстве и школа, и вуз должны заново учиться сотрудничать в новых социокультурных условиях. И тогда образовательное пространство школы и вуза действительно станет «полем» слияния науки и практики.
Кирова Т.А., кандидат экономических наук, доцент,
менеджер по науке и инновациям.